Языковое и социальное конструирование идентичности национального университета: на материале миссий российских и казахстанских университетов

DSpace/Manakin Repository

Show simple item record

dc.contributor.author Чернявская, Валерия Евгеньевна
dc.contributor.author Жаркынбекова, Шолпан Кузаровна
dc.date.accessioned 2020-11-24T05:32:06Z
dc.date.available 2020-11-24T05:32:06Z
dc.date.issued 2019
dc.identifier.isbn DOI: 10.21638/spbu09.2019.203
dc.identifier.uri http://repository.enu.kz:8080/handle/data/18327
dc.description.abstract Статья представляет результаты дискурсивного анализа новых функций и новой иден- тичности национального университетa, которые складываются вследствие социально- политических и экономических трансформаций в обществе и меняющихся организа- ционных моделей национальной высшей школы. Меняющиеся модели университета и университетской идентичности анализируются с опорой на современную ситуа- цию в России и Казахстане. Позиционирование современного университета в обще- стве отражает определенную социальную практику и интересы социальной группы, формирующей эту практику. Университет не только пассивно отражает существую- щую практику, но и способен активно участвовать в ее конструировании. Университет находится, таким образом, в точке пересечения процессов формирования и функцио- нирования идентичностей и идеологий, и потому университетская идентичность ока- зывает воздействующий, социально конструктивный эффект. Подход к образованию и науке как к активной деятельности в социокультурном пространстве задает основ- ной фокус анализа. Методологически анализ отражает общую тенденцию к социаль- ному конструктивизму и дискурсивному измерению современных объяснительных концепций, работающих с языком и речевыми структурами. Объектом изучения яв- ляется не отдельная речевая структура, но социокультурная практика. Анализ также соответствует современной тенденции в изучении идентичности не как зафиксирован- ной неизменной сущности, но как процесса конструирования идентичности. Анализ осуществлен на материале текстов миссий ведущих российских и казахстанских уни- верситетов. Обосновывается главный принцип дискурсивного анализа, а именно кон- текстуализация, т. е. выдвижение в центр анализа речевого высказывания, его вклю- ченность в социальное взаимодействие. Показываются объяснительные возможности корпусного инструментария в дискурсивном анализе. В результате анализ ключевых слов миссий университета и их контекстного употребления позволил сделать вывод о доминирующих ценностях и идеологических приоритетах, стоящих за использова- нием языка в текстах миссий ru_RU
dc.language.iso other ru_RU
dc.publisher Вестник Санкт-Петербургского Университета. Язык и литература ru_RU
dc.relation.ispartofseries Том 16, выпуск 2;стр. 188-213
dc.subject дискурсивный анализ ru_RU
dc.subject количественные методы исследования языка ru_RU
dc.subject идентичность ru_RU
dc.subject миссия университета ru_RU
dc.subject discourse analysis ru_RU
dc.subject corpus based quantitative methods ru_RU
dc.subject identity ru_RU
dc.subject university mission ru_RU
dc.title Языковое и социальное конструирование идентичности национального университета: на материале миссий российских и казахстанских университетов ru_RU
dc.type Article ru_RU


Files in this item

This item appears in the following Collection(s)

Show simple item record

Search DSpace


Advanced Search

Browse

My Account