Аннотации:
Вторая половина ХХ столетия была для теории познания
периодом обновления многих ее областей и появления новых проблем.
Всплеск новых исследований в информационной теории, лингвистике,
кибернетике, нейробиологии и исследованиях нейропсихологических
синдромов (состояния, вызванные травмой головного мозга) приводят
к появлению когнитивных наук. В это же время на фоне споров между
позитивистски настроенными философами с постпозитивистами рождается социальная эпистемология. Несмотря на то, что социальная эпистемология восходит к социологии знания и укоренена в истории философии науки, она по-своему кардинально преобразовала эпистемологию,
создала новаторскую программу исследований и тем самым новое исследовательское поле. Исследования в области социальной эпистемологии
не ограничиваются экспликацией социально-исторических предпосылок знания, но направлены на выяснение условий производства, передачи и распространения знания вообще, не только научного. Так, среди
востребованных направлений исследований сегодня есть эпистемология
свидетельского знания, эпистемического разногласия, разнообразия и
релятивизма, феминистская эпистемология, эпистемология группового
знания и многое другое. Данная статья посвящена генезису и анализу одной из новейших и влиятельнейших концепций в социальной эпистемологии – эпистемической несправедливости. Концепция эпистемической
несправедливости во многом конкретизирует отношения знание-власть,
поэтому она может успешно применяться в рамках постколониальной
теории, теории новых социальных движений, культурологии и философии политики. Благодаря появлению этой концепции исследователям
стал доступен новый понятийный аппарат и подход к исследованиям
современных проблем будь то проблемы «контр-экспертизы» или современные конспирологические теории.