Аннотации:
В статье рассматривается влияние кризиса профессионального
самоопределения на ментальное здоровье подростков. В центре анализа -
внутренняя неопределённость, сопровождающая выбор профессии, а также роль
внешних факторов, включая образовательную и семейную среду. Современные
теоретические подходы подчёркивают, что подобные кризисные состояния
представляют собой значимый риск для психологического благополучия
несовершеннолетних. Эмпирическая часть исследования базируется на результатах
диагностики учащихся старших классов (n=40), проведённой с использованием
следующих валидизированных методик: Career Decision-Making Difficulties
Questionnaire (CDDQ), State-Trait Anxiety Inventory (STAI), Psychological Well-Being
Scales (PWBS) и Parental Psychological Control Questionnaire (PPCQ). Установлены
значимые взаимосвязи между профессиональной неопределённостью,
тревожностью, снижением благополучия и восприятием родительского давления.
Предложены направления психологической поддержки, способствующие
укреплению устойчивости подростков и формированию осознанной
профессиональной траектории в условиях неопределённости.