Аннотации:
Статья представляет результаты дискурсивного анализа новых функций и новой идентичности национального университетa, которые складываются вследствие социальнополитических и экономических трансформаций в обществе и меняющихся организационных моделей национальной высшей школы. Меняющиеся модели университета
и университетской идентичности анализируются с опорой на современную ситуацию в России и Казахстане. Позиционирование современного университета в обществе отражает определенную социальную практику и интересы социальной группы,
формирующей эту практику. Университет не только пассивно отражает существующую практику, но и способен активно участвовать в ее конструировании. Университет
находится, таким образом, в точке пересечения процессов формирования и функционирования идентичностей и идеологий, и потому университетская идентичность оказывает воздействующий, социально конструктивный эффект. Подход к образованию
и науке как к активной деятельности в социокультурном пространстве задает основной фокус анализа. Методологически анализ отражает общую тенденцию к социальному конструктивизму и дискурсивному измерению современных объяснительных
концепций, работающих с языком и речевыми структурами. Объектом изучения является не отдельная речевая структура, но социокультурная практика. Анализ также
соответствует современной тенденции в изучении идентичности не как зафиксированной неизменной сущности, но как процесса конструирования идентичности. Анализ
осуществлен на материале текстов миссий ведущих российских и казахстанских университетов. Обосновывается главный принцип дискурсивного анализа, а именно контекстуализация, т. е. выдвижение в центр анализа речевого высказывания, его включенность в социальное взаимодействие. Показываются объяснительные возможности корпусного инструментария в дискурсивном анализе. В результате анализ ключевых слов миссий университета и их контекстного употребления позволил сделать вывод о доминирующих ценностях и идеологических приоритетах, стоящих за использованием языка в текстах миссий.