Аннотации:
Данная статья посвящена изучению религиозного мировоззрения в этнографии казахского и тувинского народов. Известно, что в современный период тувинцы исповедуют буддизм,
частично христианство, а также придерживаются традиционных верований (как и некоторые
другие народы Южной Сибири – хакасы, алтайцы, шорцы), казахcкий народ исповедует ислам суннитского направления ханифитского мазхаба. Несмотря на эти различия, данные народы имеют
общие исторические корни и истоки традиционного мировоззрения, которые связаны с религиозными воззрениями древнетюркской эпохи. Современной науке о религии и религиозной культуре
древних и средневековых тюркских народов известно немного, поэтому изучение религии современных тюркских народов является актуальным научным направлением. Получить новые сведения о
религиозных верованиях и духовной культуре возможно, как известно, разными методами. Целью
статьи является раскрыть такие компоненты религиозного мировоззрения, появление и бытование
которых не обусловлено влиянием канонического буддизма у тувинцев и ислама у казахов, а именно
доисламские элементы в традиционном мировоззрении казахского народа и добуддистские реликты
в верованиях тувинского народа. Согласно мнению автора статьи, данные компоненты основаны, в
первую очередь, на анимистических представлениях, поэтому целью статьи является раскрыть
реликты анимизма в традиционной культуре казахского и тувинского народов.
Теоретико-методологическим основанием настоящей статьи стали достижения этнологии (антропологии) в эмпирических и теоретических исследованиях традиционных верований и обрядов.
Хронологические рамки исследования охватывают период с конца XIX в. до начала XX в.
Автор статьи приходит к выводу, что религиозные верования казахского и тувинского народов в конце XIX – начале XX вв. являлись синкретичными по своему содержанию. Важной составляющей духовной культуры, в которой данный синкретизм находил выражение, являлась традиционная обрядность.