REPOSITORY.ENU

Лагерная проза казахской литературы ХХ века: мотивное поле и специфика

Показать сокращенную информацию

dc.contributor.author Жаманкозова, А.Т.
dc.contributor.author Токсанова, С.К.
dc.date.accessioned 2025-12-17T11:46:54Z
dc.date.available 2025-12-17T11:46:54Z
dc.date.issued 2024
dc.identifier.citation Жаманкозова А.Т., Токсанова С.К. Лагерная проза казахской литературы ХХ века: мотивное поле и специфика // Вестник Санкт-Петербургского университета. Востоковедение и африканистика. 2024. Т. 16. Вып. 2. С. 413–422. https://doi.org/10.21638/spbu13.2024.208 ru
dc.identifier.issn 20741227
dc.identifier.other doi.org/10.21638/spbu13.2024.208
dc.identifier.uri http://repository.enu.kz/handle/enu/28833
dc.description.abstract В статье раскрываются мотивное поле и специфика казахской лагерной прозы. Цель работы состоит в  том, чтобы рассмотреть особенности лагерной прозы в  казахской литературе. Авторы изучали историю вопроса, литературный лейтмотив, типологические схождения русской и казахской литератур, трагическое в романе. Актуальность исследования вызвана интересом современной науки к произведениям лагерной прозы, выступающим моделью общества в определенный исторический период. Научная новизна статьи определяется недостаточностью изучения казахской лагерной прозы в  современной литературе. На материале романа Жаика Бектурова «Таңба» авторы доказывают, что образ лагеря выполняет функцию смыслового центра произведения. Лагерь рождает мотивные связи, которые повторяются в названии, персонажах, портретах, сравнениях, лексике, деталях. Специфику произведения составляют персонажи, потерявшие свою индивидуальность, они образуют мотивные связи и единое мотивное поле романа. Художественное своеобразие произведения заключается в восприятии лагеря сквозь призму национальной картины мира и повторяемости мотива, которая необходима для понимания художественной идеи произведения. Трагическое в  романе приобретает особое звучание: движение среди противоречий порождено сменой пластов изображения, где неизменным остается внутренний ценностный ориентир героя. Жестокие картины лагерной жизни переживаются сквозь призму эмоциональной рефлексии героя произведения. По мнению авторов статьи, писатель все событийные нити произведения протянул к главному герою, к сознанию униженного, затравленного, но несломленного человека. В заключении исследователи пришли к  следующим выводам: мотивное поле и  специфика казахской лагерной прозы дают основание считать, что личность, способная мыслить и сохранившая в себе лучшие человеческие качества, вынуждена противостоять суровой лагерной действительности. Герой романа балансирует на тонкой грани между личностью, сохранившей способность мыслить и страдать, и безличным существом, которое уже не владеет собой и начинает жить примитивными рефлексами. Научно-методическую базу составили труды российских ученых, применены структурно-семантический и аналитический методы исследования. ru
dc.language.iso other ru
dc.publisher Vestnik Sankt-Peterburgskogo Universiteta Vostokovedenie i Afrikanistika ru
dc.relation.ispartofseries Volume 16 Issue 2 Pages 413 - 422;
dc.subject Казахстан ru
dc.subject лагерь ru
dc.subject лейтмотив ru
dc.subject мотивные связи ru
dc.subject эмоциональная рефлексия ru
dc.subject лагерное пространство ru
dc.subject антикатарсис ru
dc.title Лагерная проза казахской литературы ХХ века: мотивное поле и специфика ru
dc.title.alternative Camp Prose of Kazakh Literature of the 20th Century: Motive Field and Specificity ru
dc.type Article ru


Файлы в этом документе

Данный элемент включен в следующие коллекции

Показать сокращенную информацию

Поиск в DSpace


Просмотр

Моя учетная запись