REPOSITORY.ENU

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ СРЕДНЕВЕКОВЫХ ТЮРКОВ КАЗАХСТАНА

Show simple item record

dc.contributor.author Азмуханова, А.М.
dc.date.accessioned 2023-12-01T10:09:11Z
dc.date.available 2023-12-01T10:09:11Z
dc.date.issued 2023-05-25
dc.identifier.isbn 978-601-337-878-7
dc.identifier.uri http://rep.enu.kz/handle/enu/10444
dc.description.abstract Важной посылкой поступательного развития общества является преемственность. Это означает, что без исторической ретроспективы, тщательного изучения духовных парадигм, опыта предшествующих поколений, невозможно до конца понять настоящее и прогнозировать будущее. Поэтому всестороннее изучение исторического наследия тюркских народов в ракурсе его позитивного опыта чрезвычайно актуально и важно для выявления всех аспектов национальной идеи, для творческого использования идейного потенциала прошлого в реалиях современной политики. Обьектом исследования научной статьи является духовное наследие средневековых тюрков Казахстана и сопредельных стран в аспекте определения этнорелигиозных традиций, воссоздающих религиозную идентификацию населения в исторической ретроспективе. В плане новых концептуальных подходов мы в этой статье намерены доказать два положения. Первая идея, требующая обоснования – это синтез ислама с гуманистически ориентированной кочевой культурой средневековых тюрков и традициями степной демократии, в результате, которого на казахской почве особенно актуализировались гуманистические ценности исламской цивилизации, возрастала ценность человека и путей его самосовершенствования (концепция «кемел адам») и, напротив, нейтрализовались авторитарные тенденции, присущие традициям мусульманских стран с восточнодеспотической формой правления. Ислам в синтезе с казахской ментальностью нес в себе заряд духовности и мудрости, положительного воздействия исконных универсальных мировоззренческих принципов кочевников-тюрков, облагороженных исламской этикой. Согласно второй идее, ислам в Казахстане был адаптирован к условиям цивилизационной периферии (евразийское культурное пространство), объективно требовавшим напряженного культурного диалога, относительной открытости и гибкости, творческого ответа на «вызовы» иных культур ( Россия, Китай), в ходе которого вырабатывались оптимальные формы сосуществования и сотрудничества поликонфессионального населения обширного ареала. Применительно к древней истории региона важно изучение исторического сосуществования ислама с несторианством (ветвь христианства), другими конфессиями. В эпоху нового времени заслуживает внимания практика взаимодействия ислама с православием. ru
dc.language.iso other ru
dc.publisher Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева ru
dc.subject духовное наследие казахов ru
dc.subject историко-культурный процесс ru
dc.subject этнорелигиозная традиция ru
dc.subject тюрко-исламский синтез ru
dc.title ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ СРЕДНЕВЕКОВЫХ ТЮРКОВ КАЗАХСТАНА ru
dc.type Article ru


Files in this item

This item appears in the following Collection(s)

Show simple item record

Search DSpace


Advanced Search

Browse

My Account