REPOSITORY.ENU

Языковое и социальное конструирование идентичности национального университета: на материале миссий российских и казахстанских университетов

Show simple item record

dc.contributor.author Чернявская, Валерия Евгеньевна
dc.contributor.author Жаркынбекова, Шолпан Кузаровна
dc.date.accessioned 2024-09-17T07:47:18Z
dc.date.available 2024-09-17T07:47:18Z
dc.date.issued 2019-07-21
dc.identifier.citation Чернявская В.Е., Жаркынбекова Ш.К. Языковое и социальное конструирование идентичности национального университета: на материале миссий российских и казахстанских университетов. Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. 2019, 16 (2): 304–319. https://doi.org/10.21638/spbu09.2019.210 ru
dc.identifier.issn 2541-9358
dc.identifier.uri https://doi.org/10.21638/spbu09.2019.210
dc.identifier.uri http://rep.enu.kz/handle/enu/16471
dc.description.abstract Статья представляет результаты дискурсивного анализа новых функций и новой идентичности национального университетa, которые складываются вследствие социальнополитических и экономических трансформаций в обществе и меняющихся организационных моделей национальной высшей школы. Меняющиеся модели университета и университетской идентичности анализируются с опорой на современную ситуацию в России и Казахстане. Позиционирование современного университета в обществе отражает определенную социальную практику и интересы социальной группы, формирующей эту практику. Университет не только пассивно отражает существующую практику, но и способен активно участвовать в ее конструировании. Университет находится, таким образом, в точке пересечения процессов формирования и функционирования идентичностей и идеологий, и потому университетская идентичность оказывает воздействующий, социально конструктивный эффект. Подход к образованию и науке как к активной деятельности в социокультурном пространстве задает основной фокус анализа. Методологически анализ отражает общую тенденцию к социальному конструктивизму и дискурсивному измерению современных объяснительных концепций, работающих с языком и речевыми структурами. Объектом изучения является не отдельная речевая структура, но социокультурная практика. Анализ также соответствует современной тенденции в изучении идентичности не как зафиксированной неизменной сущности, но как процесса конструирования идентичности. Анализ осуществлен на материале текстов миссий ведущих российских и казахстанских университетов. Обосновывается главный принцип дискурсивного анализа, а именно контекстуализация, т. е. выдвижение в центр анализа речевого высказывания, его включенность в социальное взаимодействие. Показываются объяснительные возможности корпусного инструментария в дискурсивном анализе. В результате анализ ключевых слов миссий университета и их контекстного употребления позволил сделать вывод о доминирующих ценностях и идеологических приоритетах, стоящих за использованием языка в текстах миссий. ru
dc.language.iso other ru
dc.publisher Vestnik Sankt-Peterburgskogo Universiteta, Yazyk i Literatura ru
dc.relation.ispartofseries Volume 16, Issue 2;Pages 304 - 319
dc.subject дискурсивный анализ ru
dc.subject количественные методы исследования языка ru
dc.subject идентичность ru
dc.subject миссия университета ru
dc.title Языковое и социальное конструирование идентичности национального университета: на материале миссий российских и казахстанских университетов ru
dc.title.alternative Linguistic and social construction of national university identity: Kazakh and Russian Universities' mission statements ru
dc.type Article ru


Files in this item

This item appears in the following Collection(s)

Show simple item record

Search DSpace


Advanced Search

Browse

My Account