REPOSITORY.ENU

Манипуляция как риторический аргумент в поэтике Чехова

Show simple item record

dc.contributor.author Уразаева, Куралай Бибиталыевна
dc.contributor.author Азкенова, Жанаргуль Кадырбековна
dc.date.accessioned 2024-09-17T07:55:55Z
dc.date.available 2024-09-17T07:55:55Z
dc.date.issued 2021
dc.identifier.citation Уразаева К.Б., Азкенова Ж.К. Манипуляция как риторический аргумент в поэтике Чехова. Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. 2021, 18 (2): 298–312. https://doi.org/10.21638/spbu09.2021.204 ru
dc.identifier.issn 2541-9358
dc.identifier.uri https://doi.org/10.21638/spbu09.2021.204
dc.identifier.uri http://rep.enu.kz/handle/enu/16474
dc.description.abstract Статья представляет опыт дискурсивно ориентированного подхода в изучении художественной литературы и посвящена исследованию манипуляции как риторического аргумента. Обобщение результатов изучения литературы с позиции коммуникативных стратегий потребовало описания текста как коммуникативной стратегии в ее связи с дискурсом. Изучение художественного произведения обосновано в аспекте риторической коммуникации, персуазивной программы, аргументативного дискурса. Манипуляция рассматривается как способ приобретения текстом аргументативных характеристик. Анализ манипуляции осуществлен посредством решения нескольких задач: классификации внешних и внутренних факторов эффективной коммуникации, сопоставления аргументативных стратегий литературных героев с аргументативными результатами, установления факторов жанровой трансформации. Осуществлена трактовка внешних факторов воздействия как результата несовпадения коммуникативных настроек героев, внутренних факторов коммуникации в качестве манипуляции героев. Анализ авторской точки зрения с позиций метасмысла и метанаблюдателя позволил установить связь между жанром и способами перлокутивного воздействия и организации текста как персуазивной программы. Различия способов перлокутивного воздействия в рассказе объясняются аллюзивной иллюстративной дискурсивностью. Анализ комической модальности произведения показал расхождение аргументативных стратегий и аргументативных результатов, что выявило роль манипуляции в жанровой трансформации, основанной на синтезе водевиля, фарса, социально-бытовой комедии. Установление факторов жанровой трансформации в поэтике Чехова стало возможным на основе анализа чеховского юмора с позиций метасмысла и смысловых пробелов. В статье предложен опыт понимания коммуникативной стратегии с позиции соотношения коммуникативных интенций писателя и рецептивных ожиданий читателя, роли вербальной и невербальной коммуникации героев, синтезированных в манипуляции и манипулятивных техниках. ru
dc.description.sponsorship Статья написана в рамках проекта «Формирование профессиональной мультилингвальной личности нового типа в условиях полиязычного образования РК» (руководитель — д-р филол. наук, проф. Ш.К.Жаркынбекова) по договору № 132 от 12 марта 2018 г. ru
dc.language.iso other ru
dc.publisher Vestnik Sankt-Peterburgskogo Universiteta, Yazyk i Literatura ru
dc.relation.ispartofseries Volume 18, Issue 2;Pages 298 - 312
dc.subject Чехов ru
dc.subject манипуляция ru
dc.subject риторический аргумент ru
dc.subject Задача ru
dc.subject Предложение ru
dc.title Манипуляция как риторический аргумент в поэтике Чехова ru
dc.title.alternative Manipulation as a rhetorical argument in Chekhov's poetics ru
dc.type Article ru


Files in this item

This item appears in the following Collection(s)

Show simple item record

Search DSpace


Advanced Search

Browse

My Account