Abstract:
Введениe. Применение информационно-коммуникационных технологий в сфере высшего образования получило
свое новое воплощение в деле продвижения университетов в мировое образовательное пространство. Целью
настоящего исследования было выяснить, как осуществляется электронная интернационализация в некоторых
университетах России и Казахстана, и каковы перспективы ее развития.
Материалы и методы. Исследование проводилось на основе методики изучения англоязычных страниц сайтов
вузов, разработанной Российским советом по международным делам в 2015 г. Использовались материалы 5
англоязычных версий сайтов государственных университетов России и 5 сайтов государственных университетов
Казахстана. Были использованы методы индукции сбора эмпирического материала, сравнительно-сопоставительный
метод изучения результатов, анализ и обобщение.
Результаты. Наиболее заполненными разделами сайтов всех отобранных пяти российских университетов
являются «Об университете» (100%) и «Контакты» (96%), «История университета» (90%), «Поступление»
(96%), «Миссия и стратегические цели университета» (93%), «Наука и исследования» (90%), «Подразделения
и факультеты» (80%), «Зарубежные партнеры» (80%). У 80% вузов все или большинство (2/3 от общего числа)
учебных программ на английском языке не имеют новостные блоки на английском языке и не содержатся
дополнительные материалы о программах (презентации, видео, буклеты и проч.). Раздел «Карьера» на
английском языке является наиболее проблемным практически у всех исследованных университетов. Он
выделен в специальный раздел только у 60% российских вузов.
Наиболее заполненными разделами сайтов всех отобранных пяти казахстанских университетов являются
«Контакты» (84%), «Об университете» (60%), «Поступление» (60%) и «Наука и исследования» (50%). Остальные
разделы заполнены меньше чем на 50%. Раздел «Карьера» (28%) также является самым проблемным разделом
по информационной наполненности данных. Проведенное исследование показало, что государственные вузы
России, входящие в ТОП-5 по количеству студентов, стремятся улучшить свои англоязычные версии сайтов, а
также переводят разделы сайта на другие популярные языки. Исследование по университетам Казахстана
показало возможности развития электронной интернационализации в стране.
Заключение. Электронная интернационализация – новая перспективная форма международной коммуникации
для вузов России и Казахстана. Были сформулированы рекомендации по развитию электронной (виртуальной)
интернационализации для обеих стран: перевод сайтов на другие иностранные языки; регулярное обновление
информации и разработка стратегического и маркетингового планов; повышение международной идентификации
вуза; использование цифрового маркетинга; учет иммерсивного характера интернационализации.