Abstract:
Введение. Проблемы и вызовы современного мира требуют от выпускников вузов владения не
только профессиональными навыками, но и навыками сохранения своего психического здоровья,
управлению эмоциями для контроля своих реакций на стресс и принятия взвешенных решений. Забота
о психическом здоровье способствует также повышению продуктивности и производительности труда.
Задачей университетов является подготовка молодых специалистов, способных не только усваивать
знания и развивать компетенции, но и сохранять высокую степень работоспособности и адаптивности.
Цель статьи заключается в описании опыта реализации международного проекта по психологической
взаимопомощи студентов вузов России и Казахстана и анализе полученных результатов.
Материалы и методы. В данном проекте приняли участие 127 студентов Петрозаводского
государственного университета (Россия) и Евразийского национального университета (Казахстан).
Методология исследования основана на сравнительном анализе данных, полученных с помощью
формализованных анкетных опросов открытого и закрытого типов, а также самооценивания студентов
и методов статистического анализа (критерий Стьюдента для связанных совокупностей).
Результаты исследования. Совместная работа над проектом позволила реализовать положительную
динамику в развитии когнитивного и аутопсихического компонентов психологической компетентности
студентов двух вузов, а также выявить сходства и различия в осознании ими степени важности
психологических проблем. Целевые показатели экспериментальных групп оказались статистически
достоверно выше в понимании ими серьезности проблем и необходимых шагов по преодолению
стресса, панических атак и тревожности (tэмп_ПетрГУ = 9,73, tэмп_ЕНУ = 4,48), различных психологических
зависимостей (tэмп_ПетрГУ =10,52, tэмп_ЕНУ = 6,48), проблем в отношениях с родителями (в большей степени
у студентов ПетрГУ, tэмп_ПетрГУ – 10,76, tэмп_ЕНУ – 10,02), проблемы с самооценкой и неудовлетворенность
своей внешностью (tэмп_ПетрГУ – 10,51, tэмп_ЕНУ – 4,93). Участники проекта осознавали необходимый алгоритм
действий в ситуации абьюза в детско-родительских отношениях (tэмп_ПетрГУ – 9,993, tэмп_ЕНУ – 6,17), а также
буллинга (травли) (tэмп_ПетрГУ – 9,73, tэмп_ЕНУ – 5,33). Значимым результатом проекта стало создание сайта.
Обсуждение и заключение. Проведенное исследование подтвердило эффективность интеграции
в содержание обучения иностранному языку в вузе междисциплинарного проекта, направленного
на поддержание психологического здоровья студентов с целью формирования их психологической
компетентности. Предложены рекомендации по распространению данного опыта при организации
обучения студентов технических и естественнонаучных направлений подготовки.