Аннотации:
Интерпретация смыслов произведений изобразительного искусства скифского звериного стиля
является наиболее актуальной проблемой современной скифологии. Сцена терзания рыбы или
дельфина хищной птицей традиционно интерпретируется сквозь призму концепции мирового дерева
как соприкосновения верхнего и нижнего миров. Новизна работы – в интерпретации этой сцены как
наделённой двойным смыслом: cкрытый смысл – сцена любовного обольщения. Цель исследования
– определить набор мотивов итифаллических образов и приёмов «семантического сдвига» как
системы средств создания сцены мужского гомоэротизма. Пятнадцать оригинальных изображений
сцены терзания рыбы хищной птицей и одно изображение сцены терзания дельфина хищной птицей
являются объектом анализа на предмет наличия мотивов итифаллических образов и приёмов создания
гомоэротической сцены. В работе использована комплексная методика, включающая традиционный
иконографический, формально-стилистический и структурно-семиотический методы, а также приёмы
общенаучного гипотетико-дедуктивногометода. Традиционная трактовка образов – птица, впивающейся
в голову рыбы или дельфина, а когтями – в её туловище, а также рыба или дельфин как объект
терзания птицей – переосмысливается и рассматривается в аспекте мотивов и приёмов, создающих
итифаллические образы в эротической сцене. Комплексы мотивов группируем в пределах содержащих
их образов, которые в результате семантического сдвига становятся участниками сцены гомоэротизма.
В результате исследования определены комплексы мотивов, которые в результате семантического
сдвига являются также мотивами итифаллических образов, а сцена терзания хищной птицей рыбы/
дельфина приобретает значение гомоэротической сцены любовного обольщения. Семантика сцены
и декорированные ею изделия с большой вероятностью можно отнести к ритуальной, содержащей
атрибутику древнегреческих симпосия и комоса, наличие в изображениях мотивов увеличенного глаза
предполагает выполнение изделиями также и функции апотропея. Распространённость этих изделий и
популярность самой сцены являются ярким примером греческого культурного влияния и эллинизации
скифского искусства в V–IV вв. до н.э,, а также существенного религиозно-культового влияния в среде
скифской знати.