Abstract:
Статья посвящена проблеме изучения идентичности как
междисциплинарной категории. Анализ теоретико-методологических подходов к феномену идентичности позволил обосновать его как ключевое понятие многих междисциплинарных концепций, выявить структуру идентичности и сферы ее проявления. Обоснована актуальность молодежной
тематики с точки зрения изучения процесса идентификации молодежи в
различных аспектах (образовательном, профессиональном, этническом, социальном и др.). Авторы акцентируют внимание на том, что в современных
условиях проблема адаптации молодежи к новой социальной реальности
является одним из ключевых аспектов государственной политики общества. Проведенное в рамках исследования эмпирическое исследование дало
возможность объяснить механизмы формирования казахстанской студенческой молодежи и определить их ценностные категории. Авторами представлены результаты анкетного опроса среди студентов казахстанских вузов, основанного на апробированной методике М. Куна и Т. Макпартленда,
Т. Румянцевой с применением собственных корректировок. Полученные в
ходе исследования ответы проанализированы с нескольких позиций: имеющегося жизненного опыта, с точки зрения проявления рефлексии в ответах, относительно соотношения социальных ролей и индивидуальных
характеристик в идентичности, по представленности в идентичности различных сфер жизни, в психологическом аспекте и др. Выделены типичные
определения идентичности студенческой молодежи Казахстана, которые
позволили определить доминантные характеристики, обусловленные жизнедеятельностью молодежи.