Abstract:
В исследовании проведен сравнительно-исторический анализ развития систем образования в Казахстане и Чехии в 1990-х годах, когда произошел переход этих
стран от социалистического к капиталистическому режиму.
Сравнительный исторический анализ образовательных реформ двух стран выявил ряд
сходных закономерностей и существенных различий в развитии их систем образования
из-за многих контекстуальных и структурных факторов и исторических предпосылок.
Сравнительный анализ показал, что как в образовательных системах Чешской Республики, так и в Казахстане демократизация, гуманизация и дифференциация были приняты в качестве основных принципов реформ, но эти процессы развивались на разных
уровнях и направлениях.
В результате было выявлено, что Чешская Республика имела тенденцию к децентрализации и диверсификации школьной системы в постсоциалистическом контексте, делегируя практическую реализацию образовательной политики различным организациям
и лоббистским группам, а Казахстан поддерживает высокоцентрализованную систему
сверху вниз, что оставляет мало административных, финансовых, управленческих, исполнительных функций для низших структур государственного аппарата и общественности, что ограничивает систему строгим планированием и стандартами.