Аннотации:
исследования обосновывается тем, что при управлении процессами транспортировки нефти по магистральным трубопроводам возникает необходимость определения и выбора оптимальных режимов работы агрегатов
нефтепровода с учетом нечеткости некоторой части исходной информации. В этой связи формулировка и решение задач
многокритериального выбора эффективных режимов работы технологических объектов нефтепроводной системы, которые часто описываются в нечеткой информационной среде на основе математического аппарата нечетких множеств, является актуальной научно-практической задачей.
Цель: сформулировать постановку задач многокритериального выбора режимов работы технологических агрегатов
нефтепровода в нечеткой информационной среде и, модифицируя различные принципы оптимальности, разработать эвристические методы их решения. Разработанные методы должны быть реализованы с привлечением лица, принимающего решения, в процессе принятия решений. Реализовать предложенный нечеткий подход к решению задачи выбора оптимального
режима работы на примере станции подогрева нефти магистрального нефтепровода Узень–Самара в пункте Атырау.
Объекты: технологические агрегаты магистрального нефтепровода, которые характеризуются многокритериальностью
и нечеткостью некоторых ограничений.
Методы: методы теорий нечетких множеств, методы многокритериального выбора, эвристические методы, методы нечеткого математического программирования.
Результаты. Сформулированы постановки задач многокритериального выбора режимов работы технологических агрегатов магистральных нефтепроводов в условиях нечеткости некоторой части исходной информации, и разработаны эвристические методы их решения. Предложенные эвристические методы многокритериального выбора в нечеткой среде разработаны на основе применения опыта и знаний лица, принимающего решения и модификации различных принципов оптимальности для работы в нечеткой среде. Для обеспечения возможности выбора лицом, принимающим решения, более удобного
метода решения задачи выбора режима в зависимости от наличия и доступности исходной информации, предлагается набор
постановки задачи выбора путем применения различных принципов оптимальности (компромиссных схем принятия решений)
и их комбинации. Предложенный подход реализован при постановке и решении задачи многокритериального выбора режимов
работы нефтепровода с целью оптимального управления процессом перекачки нефти по магистральному нефтепроводу
Узень–Атырау–Самара (участок Кульсары–Атырау) с привлечением человека, т. е. применяя нечеткую информацию в виде
его опыта, знаний и интуиций. Полученные результаты подтвердили эффективность предложенного подхода к решению поставленных задач.