Abstract:
Как это вынесено в само название, Отчет ведется по трем направлениям:
наука, методология базовой математической подготовки и организация и управление
Образованием и Наукой. Наверное, по вопросу проблем Образования и что здесь
нужно делать, лучше материалов Сборника "Образование, которое мы можем потерять"
(Институт компьютерных исследований МГУ им.М.В.Ломоносова,Москва, 2003) на
примере России и США, сказать нельзя. Вместе с тем, видится и другое - с
тех пор прошло 20 лет и по современному состоянию школьного образования можно
сделать принципиальный вывод, что сами по себе в высшей степени аргументированные
правильные слова решающих последствий не имеют.
На двух примерах, а это многократно на детях проверенная методическая разработка
"Таблица умножения" и губительное "Правило сложения обыкновенных дробей",
требующее обязательного разложения на простые множители знаменателей (тогда как
Криптографическая система RSA (Ривест, Шамир, Эйдлмен; 1978 год) строится именно
на практической трудности такого разложения) показано: высшего качества декларации
не могут стимулировать нужное и не могут остановить ненужное.
Если по науке, то опять же возникает вопрос "Как науку оценивать и изнутри, и
извне, чтобы иметь эффективную экспертизу?". Здесь дается комплексный ответ в
виде обязательного ежегодного заполнения "Научного и научно-методического паспорта
сотрудника НИИ и ППС вузов", на основе которого государство будет знать, какого
качества науку ишет и планировать, какие отечественные перспективные исследования
и на каком уровне поддерживать через соответствующее финансирование.
Именно такой, можно даже сказать с требованиями по Гамбургскому счету, "Научный
и научно-методический паспорт" позволяет ввести новый вид научного мероприятия как
внутри страны, так и в международном плане для представления страны - организатора
как носителя передовой, в каких-то направлениях, науки - это через "Активизационные
доклады". При парадигме "Наука либо есть, либо ее нет", в вопросе оценки качества
научных исследований, в полном объеме не поддающейся формализации, конечно, надо
обращаться к взглядам тех, кто в высшей научной атмосфере складывался и состоялся.
Таким, по нашему разумению, продуктивным научным работником и свидетелем периода
математического расцвета Московского университета является В.Н.Латышев1
(здесь надо
не упускать из виду то, что тогда статистика МГУ была такая - из 10 студентов один кандидат, из 10 кандидатов один доктор, - такие были супертребования) "Я
помню подвальную статью М.В.Келдыша (многолетнего Президента АН СССР, Главного
теоретика космонавтики), это большая статья в газете "Правда", где говорится
"Огромное количество математиков есть, замечательных, за которыми нет никаких
результатов". Но это не значит, что они плохие. Если у математика есть хотя бы
один результат, это очень хороший математик. Больше одного почти не бывает, если
два, то это совершенно замечательно. Вот такие находки приходят действительно
однократно, возможно по всей жизни".
Есть такие науки, в которые сразу же можно войти, быть может, после небольшой
подготовки. Но математика совершенно особая наука, для внедрения в которую надо
пройти все стадии ее возникновения и развития в течение тысячелетий, чтобы понимать в
ней уже насущные проблемы и, тем более, участвовать в их продолжениях. Нужно пройти
весь путь средней школы от первого по последний класс. Здесь мы выделяем состояние
"Понимать математику", быть может, опять же не поддающееся формализации, которое,
несомненно, в реальности существует.
Все это очень актуально: опять же по Сборнику "Образование, которое мы можем
потерять" видно, что эта часть введения в математику остается вне всеобщего внимания.
Здесь сосредоточенно развивается тема "Понимать математику", и, как сами с удивлением
обнаружили, это путь в профессию легендарного Готфрида Харди.
Есть еще один личностный момент соотношения между занятиями наукой и созданием
учебника по этой науке, что также обсуждается. Заканчивая экскурс по содержанию
Отчета, еще раз повторим, что преследуются внутренние интересы Казахстана с
предъявлением научных результатов и учебников, через которые достигнутое можно
понять и развить дальше.