Abstract:
Проблема экстремизма считается одной из ключевых угроз безопасности
современного Казахстана. Это обусловлено распространением случаев радикализации граждан
на базе джихадистской идеологии, приведших к противоправным действиям как внутри, так и
за пределами страны. С 2011 года в результате насильственных актов по стране погибло около
100 человек и около 800 казахстанцев, по официальным данным, выехали на территорию Сирии и
Ирака [1].
Эти события стали стимулом для мобилизации государством своих административных,
информационных и финансовых ресурсов. Был принят ряд законодательных нововведений, которые
заложили новую политико-правовую основу для противодействия насильственному экстремизму.
В частности, речь идет о Законе РК от 11 октября 2011 года № 483-IV «О религиозной деятельности
и религиозных объединениях», «Концепции государственной политики в религиозной сфере
Республики Казахстан на 2017-2020 годы», утвержденной Указом Президента РК от 20 июня 2017
года № 500.
Вместе с тем политика предупреждения экстремизма в Казахстане требует дальнейшего
совершенствования. Прежде всего, требуется переосмысление концептуальных основ этой политики. При работе с группами риска необходимо обеспечить соблюдение конституционных прав граждан на свободу вероисповедания. Тем самым важно отделить профилактику насильственного экстремизма от религиозной политики.