Abstract:
В статье рассматриваются сравнительные показатели успешной сепарации детей юношеского возраста от родителей и их психологические особенности по
видам сепарации. Проведено исследование по выявлению уровней сепарации детей для
определения критерия успешности данного процесса, были выявлены группы с успешной
сепарацией от родителей и с низкими показателями степени сепарации от матери и
отца. Сделан анализ личностных качеств юношей с успешной сепарацией по видам сепарации. Новизну работы определяют нормы видов сепарации для казахстанской выборки,
выявленные в процессе исследования. Был проанализирован и определен ряд психологических факторов, определяющих «успешность» протекания процесса разделения от родителей на данном этапе жизни. Впервые был использован адаптированный русскоязычный вариант методики PSI в русскоязычной среде на казахстанской выборке, которая
направлена на выявление уровня психологического разрыва между родителями и детьми в
юношеском периоде. В эмпирической части исследуются особенности межличностного
общения юношей и их связь с процессом сепарации, отмечается важность коммуникативного элемента в переживании сепарации. Отдельно были рассмотрены особенности
сепарации от отца и матери. Теоретический анализ включает в себя влияние дополнительных факторов на успешность сепарации, определение типов сепарации от родителей по Дж.Хоффману.