Abstract:
Статья посвящена анализу основных параметров модели ведущих исследовательских зарубежных университетов. В статье на основе анализа научных подходов ученых рассматривается зарубежный опыт исследовательских университетов,
в частности опыт университетов США. Ведущим подходом к исследованию данной
проблемы является системный подход, позволяющий учесть необходимые взаимосвязи
в модели исследовательских зарубежных университетов.
В статье акцентируется внимание на таких характеристиках модели исследовательского зарубежного университета, как сочетание обучения, исследований и академических
свобод; использование механизмов консолидированного финансирования и взаимной экспертной оценки; взаимодействие предпринимательства и науки, студентоориентированный подход, практика частного финансирования долгосрочных университетских
программ.
В статье автором также определены основные условия применения зарубежного опыта
в отечественной системе университетского образования. В качестве основных условий
применения зарубежного опыта в казахстанской системе высшего образования выделены:
развитие новых форм интеграции образования и науки; укрепление связи казахстанских
университетов с производством и бизнесом; эффективное управление процессом коммерциализации результатов научных исследований в вузах; обеспечение множественности источников финансирования, разработка и утверждение на уровне вуза концепции
управления интеллектуальной собственностью и др.