Аннотации:
Публикация научной статьи в журналах с высоким индексом цитирования
оказывается огромным вызовом как для опытных, так и для начинающих ученых. Написание такой
статьи подразумевает не только глубокое знание о предмете исследования, но и умение представить
результаты в форме, соответствующей требованиям общепринятым в англоязычной академичной
культуре. Эти требования включают умения структурирования текста с точки зрения его коммуникативно-прагматических целей и семантической информации, распределенной в конвенциональных
разделах Introduction-Methodology-Result- Discussion (IMRD). Данная статья имеет целью представить как IMRD реализуется в 60 научных статьях из журналов гуманитарного цикла с высоким
импакт–фактором, авторы которых сами являются экспертными учеными в области академического дискурса, жанровых исследований и текстологии. Основным методом является квантитативный
анализ статей, который способствовал идентификации наиболее частотных моделей макроструктуры, таких как Abstract-Introduction-(Other Heading)-Methodology-Results-Discussion-Conclusion
и Abstract–Introduction-Methodology-(Results & Discussion)-Conclusion. Кроме того, дискурсивный
анализ статей также позволили выделить текстовые фрагменты, которые наиболее ярко представляют коммуникативную цель отдельного раздела статьи. Результаты изучения организации научной
статьи показывают, что структурирование текста по своей природе когнитивно, так как включает
знания области исследования, организации текста и ожиданий адресатов. Структурирование текста
также прагматично, так как автор преследует цель убедительно представить исследование и получить желаемый перлокутивный эффект от реципиентов текста. В связи с этим в работе составлена
когнитивно–прагматическая модель макроструктуры исследованных научных статей. Результаты
данного исследования могут быть использованы начинающими учеными при написании эмпирических статей.