dc.description.abstract |
Статья посвящена многомерному феномену «образ страны»,
рассматриваемому сегодня как одна из активно обсуждаемых проблем в научном мире.
Исследовательский интерес к данной теме в академическом мировом сообществе
обусловлен тем, что образ той или иной страны, представляемый в современном
информационном пространстве, может меняться в зависимости от социальных и
политических событий, и именно медиадискурс в состоянии улавливать эти изменения
и, учитывая их, воздействовать на массовое сознание, выявлять ценностные ориентиры
и оценочные суждения, формируя тем самым определенное видение другого государства.
Такие изменения, несомненно, отражаются в языке, а это, в свою очередь, ставит новые
исследовательские задачи. Это означает, что динамика вербализации образа страны
требует специального изучения. Целью данного исследования является выявление и
анализ метафорических моделей, репрезентирующих образ Казахстана в текстах
российских СМИ. Интерес к Казахстану в российском медиадискурсе определяется
прежде всего исторически и географически обусловленным тесным сотрудничеством
между Россией и Казахстаном в политической, экономической и культурной областях.
Материал исследования состоит из корпуса 320 текстов российских печатных изданий
(«Коммерсантъ», «Комсомольская правда», «Аргументы и факты», «Известия»,
«Московский комсомолец», «Независимая газета». Текстовые фрагменты собирались
также с использованием Национального корпуса русского языка
(http://www.ruscorpora.ru/), где основным поисковым словом выступало слово
«Казахстан». Темпоральные рамки собранного и проанализированного эмпирического
корпуса ограничены периодом с 2010 по 2021 год.
В рамках данной статьи представлен анализ трех доминантных метафорических
моделей, в рамках которых происходит восприятие и осмысление образа Казахстана в
сознании массового читателя: антропоморфной («Казахстан – инициативный агенс»),
природоморфной («Казахстан – Великая степь»), этнокультурной «Казахстан – страна
с народной памятью» / «культурно-ценностной памятью». |
ru |