Abstract:
За последние 20-30 лет произошел междисциплинарный
«инфраструктурный поворот». Инфраструктурная тематика укоренилась в
академических исследованиях социальных и гуманитарных наук. Методологические
стратегии данного подхода продемонстрировали свою объяснительную силу при
рассмотрении многих проблем современности, что делает привлекательным
данный подход. Исследования критической инфраструктуры возникли как основа
для объединения размышлений о сложных отношениях между обществом и его
материальными структурами. Это могут быть постколониальные исследования,
феминистские теории, исследования науки и технологий и другое. Инфраструктура
являясь смесью вещей и идей пропитана самыми разными отношениями. Критическое
изучение этих отношений требует сопоставления взглядов различных дисциплин и
многих областей, таких как информационные системы (large technical systems), анализ
больших данных (Big Data), исследования науки и техники, культурологические,
политические, философские подходы. Основные методологические подходы к исследованию
критической инфраструктуры представлены в журнале «Roadsides», который
является форумом, посвященным изучению социальной, культурной и политической
жизни инфраструктуры. Само название журнала – метафора, отсылающая к
разным видам взаимодействий, возникающих рядом с инфраструктурами. В статье
проблематизируются некоторые аспекты взаимодействия архитектуры, политики,
музея, общественного пространства, эстетики, экологической устойчивости и
инфраструктуры. Однако критическое изучение инфраструктуры пока мало
представлено в отечественных гуманитарных и социальных исследованиях. Данная
статья имеет целью показать возможности инфраструктурного подхода для
междисциплинарных исследований культуры, экологии, пространства, города, в том
числе в феминистской, постколониальной оптиках.