Abstract:
Конфликт в рамках конфликтологической теории рассматривается
как борьба за ценности и социальный статус, власть, материальные и духовные
блага. В случае адекватного решения конфликта возрастает гибкость и устойчивость
социальной системы к конфликтам подобного рода. В определенные моменты
требование справедливости становится мобилизующим фактором в политической
борьбе.
Известно, что социальная справедливость является базовым принципом стабильной,
спокойной жизни в конкретном государстве и между странами. Основы социальной
справедливости обращены к преодолению ограничений и барьеров, существующих
между людьми разной возрастной, религиозно-конфессиональной, расовой, этнической,
культурно-цивилизационной принадлежности, перед людьми в силу их возраста,
расовой, этнической, религиозной принадлежности, культуры, различия между
людьми с ограниченными возможностями и здоровыми лицами.
Аристотель определил существование двух форм специальной (частной) справедливости
и эти формы являются основополагающим конструктивным элементом всех
последующих теорий: а) распределительная, или дистрибутивная справедливость; б)
уравнивающая, или ретрибутивная справедливость. Эти две формы представляют
собой способы распределения благ, статусов, ценностей.
Понятие социальной справедливости в историческом плане осмысляется как
вдохновлявшая прогрессивные силы на политическую борьбу за преобразования в пользу
более обоснованного распределения доходов и приближения к равенству возможностей,
напротив, реакционные силы обращаются к периодам своего доминирования и
привилегий как вполне обоснованным временам благоденствия, имея свое собственное
представление о справедливости.