Аннотации:
В статье представлены результаты полевых исследований в Хобдинском
районе Актюбинской области. В ходе исследования авторами фиксируются процессы
переосмысления советских образов и паттернов коллективной памяти, когда в
отношении событий прошлого могут наблюдаться механизмы как сохранения, так
и забвения, что приводит к гибридизации. Тенденции забвения «героических» образов
советского прошлого проявляются в отношении некоторых памятников советского
периода, когда они могут постепенно исключаться из реестра материальных
объектов истории и культуры, находящихся под охраной государства. Вместе с
тем, значимость героев Второй мировой войны, как в случае с Алией Молдагуловой,
продолжает широко популяризироваться как важная часть коллективной памяти
не только регионального, но и национального масштаба. Более того, значимые для
региональной памяти и идентичности герои Второй мировой войны помещаются в
более широкий контекст героического прошлого казахского народа, главными символами
которого теперь становятся такие личности, как Каракыпшак Кобланды и Исатай
Тайманулы. Кроме тенденций гибридизации героических образов доколониального,
колониального и советского периодов, авторами также описаны кейсы, когда мечеть
начинает функционировать как главный элемент для организации коллективных
мест памяти, тем самым все более вовлекаясь в процессы формирования новых
публичных пространств в современном Казахстане.