Abstract:
В статье раскрывается сущность понятий “толерантность» и «образователная
среда».Рассмотрены виды толерантности в образовательной среде вуза,такие как: этническая,
коммуникативная, гендерная, политическая, религиозная, личностная. Показаны несколько
форм толерантности: личная и личностная, общественная (проявляющаяся в морали, нравах,
менталитете, сознании), государственная (отраженная в законодательстве, политической практике).
Сопоставляются понятия толерантности и доверия, на что указывает Т.П. Скрипкина, трактуя
доверие в качестве условия терпимости. Рассмотрены границы понятия толерантности в оценке
Скрипкиной: 1)толерантность как внутренняя установка, как принятие и терпимость к иному,
чужому 2)толерантность как культурологическая норма (иными словами –толерантность внешнего
выражения) 3)толерантность как беспристрастность, как равнодушие к иному 4)толерантность к
тому, кто наносит нам вред 5)толерантность по отношению к тому, кто наносит вред не нам, а
кому-то другому, но нам нет до этого дела.Выделены четыре ключевых типа образовательной
среды: 1) догматическая среда 2)идейная среда 3)среда безмятежного потребления 4)среда успеха
и карьеры.
Приводятся эмпирические данные педагогического исследования степени развития
толерантности студентов на базе Российского университета дружбы народов (РФ, г.Москва).