Abstract:
В статье рассматривается цивилизационный подход, который создает предпосылки для анализа педагогических феноменов в контексте духовной модернизации общества. Поиск новых подходов связан сегодня с решением проблем самоопределения и самоидентификации образовательных традиций, возникших и развивающихся в различных социокультурных условиях, осознание их места, роли и перспектив.
Проблема поиска новых подходов возникла в связи с кризисом концепции формационного общества,
которая долгое время безраздельно господствовала в советской историографии и активным внедрением в
науку цивилизационного и информационного подходов.
Автор, рассматривая цивилизационный и культурологический подходы к истории педагогики и
образования, приходит к выводу, что данные подходы универсальны, позволяют формулировать существенные
характеристики мирового образовательного пространства и обеспечивают кардинальное переосмысление
роли и значения истории педагогики и образования Казахстана.