Abstract:
Статья посвящена изучению апостасии в аспекте дантовского архетипа в повести Н. Гоголя «Старосветские помещики». Исследование осуществлено в направлениях иронического и серьезного дискурсов дантовского архетипа, мировоззренческой основы «топоса земного
рая». Идейно-образный, стилистический и фонологический уровни изучения позволили выявить и
описать основные структурные уровни апостасии.
Праведничество как мировоззренческая основа «топоса земного рая» показало направленность серьезного дискурса на православно-аксиологические мотивы, иронического ‒ на травестирование ритуальной обрядности крещением едой / пищей.
Анализ двоякой событийности - на уровне фабулы - «земного рая», на уровне сюжетного оформления апостасии - показал стилистические признаки притчи и условия трансформации
идиллии. Оценочные категории «страсти» и «привычки» иллюстрируют аллегорический подтекст
притчи. Описание аллюзий на историю Филемона и Бавкиды, картины ада и чистилища, истории
самоубийцы и мнимого наследника старичков, мифологический подтекст сна позволили установить знаки не-события. Дидактизм притчи проявляется в авторских знаках вторжения в текст повествования. Семиотика не-события анализируется и в аспекте фонологической организации текста
‒ диапазоне звукосимволизма. Связь с дантовским архетипом показана в жанре видения, дополняющем иронический парафраз дантовского архетипа. Обоснована типизация апостасии как разрушения России «старосветских помещиков».