Abstract:
В статье рассматриваются возможности проявления индивидуального
сознания в условиях учебного дискурса. Это обусловлено тем, что объем и характер
предтекстовой информации у людей неодинаков, индивидуальные показатели играют
важную роль в процессе предъявления и кодировки информации, ее декодирования,
понимания и интерпретации. Данный образовательный вектор представляет собой
когнитивную индивидуальную проекцию на предлагаемый учебный процесс, в котором
значительное место отводится учебного тексту. В действующих учебниках для
общеобразовательных школ, утвержденных Министерством образования и науки
Республики Казахстан, всё больше появляется учебных текстов, моделирующих заданий,
продуктивных упражнений, направленных на вызов реакции, на выход личности ученика
с собственным мнением в предложенную коммуникацию. Поставленная цель требует
поиска новых эффективных путей обучения, которые приведут к системному владению
языковой системой. Актуальность определяется рассмотрением возможностей
проявления индивидуального сознания в учебном дискурсе в контексте казахстанского
среднего образования.
В работе приведён анализ типовой учебной программы по русскому языку, на основе
которого выявлены способы актуализации опыта учащихся в процессе освоения новых
знаний. Соответственно обращение к своему индивидуальному опыту позволяет
описать индивидуальное восприятие учебного дискурса. Особое внимание было обращено
на способы реализации стратегий по созданию нового учебного дискурса на примере
действующего учебника по русскому языку с разбором задания, направленного на
моделирование нового учебного дискурса. Проведённое исследование обусловлено
необходимостью изучения разных аспектов функционирования учебного дискурса в
контексте задач обновленного содержания казахстанского среднего образования.
Результатом обучения становится способность эффективно использовать весь объем полученных предметных знаний в вариативных ситуациях.