Abstract:
В статье рассматривается вопрос о семантической категории модальности, представленной функционально-семантическим полем, структура и содержание
которого формируется тремя частными значениями: ‘желательности’, ‘возможности’
и ‘долженствования’. Универсальный характер семантической категории модальности
даёт нам возможность проследить процесс становления этой категории в современном
русском языке как фрагмента языковой картины мира и формирования функционально-сематического поля модальности в грамматической системе в диахроническом аспекте. В статье предлагаются обзор и анализ теоретических работ отечественных и зарубежных лингвистов, рассматривающих категорию модальности в различных аспектах
– формальном, функционально-грамматическом, сопоставительном. Практической
целью статьи становится сравнительный анализ ядра и периферии частных микрополей в древнерусском и современном русском языках, представленный в Национальном
корпусе русского языка, с использованием целого ряда общенаучных и лингвистических
методов и приёмов, в частности, дескриптивного, сравнительно-сопоставительного.
Структура функционально-семантического поля модальности моноцентрична: ядро
поля образуют формы глагола и модальные слова, а на периферии находятся синтаксические конструкции и просодические элементы. Анализ показал, что изменения в количественном составе поля модальности в древнерусском языке по сравнению с современным русским языком могут быть связаны с особенностями формирования языковой
картины мира / языкового сознания русского человека: так, функционально-семантическое поле ‘желательность’ в древнерусском языке представлено 10 словоформами, тогда
как в современном русском языке наблюдается увеличение словоформ в функционально-семантическом поле ‘возможности’ (с 3 до 6) и функционально-семантическом поле
‘необходимости’ (с 6 до 9). В заключение статьи авторами статьи делается вывод о
том, что отмеченные изменения количественных и качественных параметров состава
микрополей функционально-семантического поля модальности в русском языке представляют собой результат процесса грамматикализации и универсализации, а также
отмечаются перспективы исследования данной категории с точки зрения лингводидактики и когнитивистики.