Abstract:
Мониторинг образовательных достижений обучающихся (МОДО)
вызывает волнительный интерес как в педагогической, так и в общественной среде.
МОДО призвано оценить функциональную грамотность младших школьников и
подготовить рекомендации по совершенствованию образовательного процесса. МОДО
не предполагает правовых последствий для школ, педагогов и обучающихся. Цель
настоящего исследования – проанализировать процедуру организации мониторинга
образовательных достижений младших школьников в сравнении с международными
исследованиями TIMSS и PIRLS. Проведен анализ основополагающих документов
МОДО, TIMSS, PIRLS, размещенных на официальных сайтах. Выделены следующие
различия между МОДО и TIMSS, PIRLS: возрастной диапазон участников;
периодичность проведения; предварительное тестирование; шкала оценивания;
уровень трудности заданий; формат тестовых заданий; сравнение образовательных
достижений мальчиков и девочек; анкетирование родителей. Также имеются различия
в результатах национального и международных исследований младших школьников.
Согласно результатам МОДО по читательской грамотности в разрезе «город–село»
сельские школьники показали более высокие результаты. Сравнение по языку обучения
по читательской и математической грамотности было в пользу обучающихся на
казахском языке. Однако TIMSS и PIRLS по данным аспектам констатируют
обратное. Практическая значимость проведенного исследования заключается в том,
что авторами обозначены направления для дискуссий о совершенствовании процедуры и методологии МОДО.